Красноярский Свято-Успенский мужской монастырь обрел новый облик благодаря уникальным мозаичным иконам, создание которых заняло у мастеров почти десятилетие. Кропотливая работа по выкладыванию святых образов из тысяч мелких фрагментов завершилась созданием настоящих художественных шедевров.
Храм в честь иконы Божией Матери «Всецарица» стал жемчужиной монастырского комплекса. Его фасады украшают редкие мозаичные изображения: центральный вход венчает образ Всецарицы, северную стену — сцена Успения Пресвятой Богородицы, а южную — Рождество Богородицы.
Идея украсить храм мозаикой принадлежала архитектору проекта. Реализация этого замысла началась в 2016 году и завершилась лишь в апреле 2025-го. Мозаичные панно появились не только на главном храме, но и на других зданиях монастырского комплекса, став объектом восхищения как для верующих, так и для туристов.
«Это действительно впечатляет — и внутреннее убранство, и внешнее оформление. Невероятная красота!» — делится впечатлениями одна из посетительниц.
«Мы часто приходим сюда всей семьей. Особенно восхищает качество мозаичных работ — они выполнены с потрясающим мастерством», — добавляет другая прихожанка.
Основным материалом для создания икон стала смальта — особый вид цветного стекла, известный своей прочностью и устойчивостью к любым погодным условиям. Долговечность этого материала подтверждают древнеримские мозаики, сохранившие свою красоту спустя тысячелетия.
Красноярские мастера создавали мозаики в небольшой мастерской, тщательно подбирая каждый фрагмент размером от нескольких миллиметров до двух сантиметров. Процесс напоминал сборку гигантского пазла, с той разницей, что все элементы приходилось создавать вручную с помощью специального инструмента — смальтокола.
«На создание даже небольшого фрагмента у опытного мастера уходит около двух часов», — поясняют специалисты. Когда же речь идет о масштабных композициях площадью более десяти квадратных метров, работа растягивается на месяцы.
Особую сложность представлял монтаж готовых панно. В зависимости от места расположения иконы, установка могла проводиться с лесов, с помощью крана или даже с высотной пожарной машины. На фасадах храма Всецарицы мастера работали непосредственно на кирпичной кладке, тратя на каждый фасад около двух недель.
Последние штрихи были завершены в конце марта 2025 года, как раз к началу Великого поста — времени, когда особенно важно украшать свою душу добрыми делами. Теперь эти великолепные мозаичные иконы стали не только украшением монастыря, но и духовным достоянием всего Красноярска.
Ссылка на материал: https://www.enisey.tv/news/post-80749/